Наверх
Билеты на концерты в Москве, Билеты в театры Москвы, Билеты в клубы Москвы - билеты без наценки по официальной цене - Билетмаркет.ру
Служба поддержки: 8 (800) 550 55 99

Эльдар Гусейнов: «Стендап-клуб № 1»

22 мая 2018


На официальном сайте клуба есть тезисная, так скажем, биография каждого из стендаперов, написанная от первого лица. А как бы ты в нескольких словах описал себя?

Я – за развитие комедии и качественного юмора!

У тебя было множество карьерных перспектив, - из публичных источников известно, что ты закончил информационный факультет Бауманки, однако всему прочему ты предпочел сферу юмора, в частности, стендап. Почему?

Юмор мне был всегда интересен, ну а университет – необходимо же было получить высшее образование. Кстати, именно в университете я начал играть в КВН, писал шутки, мы начали делать всякие клубные проекты: там, например, были всякие импровизационные шоу, как сейчас есть, например, «Импровизация» на ТНТ, - так вот, мы это делали еще десять лет назад в кинотеатре «Октябрь», внизу, где было заведение Тимати «Black October». А потом мы со временем поняли, что не нужно показывать всякие миниатюры, монологи, импровизационные конкурсы: что по сути, мы делаем «как бы» «Камеди», но хуже, - и что это фигня. Но на тот момент «сформировался» один из разделов – монологи, и с ними уже выступал Вова и несколько других ребят, в форме стендапа. Потом мы съездили в Штаты, походили по нескольким стендап - клубам Нью-Йорка и поняли, что нужно делать такую же штуку. Вернулись и начали организовывать, и в 2010-ом сделали первое стендап-шоу.

То есть, идея создания собственного стендап-клуба пришла к тебе не спонтанно?

Мы запустились в 2010, и нас уже были кое-какие наработанные связи, люди, с которыми мы общались еще задолго до открытия клуба, - с кем-то мы были знакомы еще со времен «Смеха без правил»… тогда «Убойная Лига», «Убойные ночи» уже подзатухли, и делать им было особо нечего, и мы пришли к ним и сказали «Давайте делать стендап!», и как-то все собрались. Притом, что все нам изначально говорили, что ничего не получится, никому не нужен стендап в России; все нас отговаривали, потому что здесь это никогда не зайдет как жанр, и зритель не поймет. И, знаешь, мы как-то вдохновились, плюс вся эта показушность, наигранные «ха-ха» и «хо-хо», миниатюры, жутко надоели, и что хочется большей «трушности», «настоящести», естественности на сцене. Мы начали все это делать, но через пару лет к нам пришли продюсеры ТНТ, посмотрели и сказали: «О, клевая штука! Мы сможем сделать это круто!», и забрали всех ребят, сказали «Ребят, все, мы не даем вам больше выступать». Мы расстроились, но продолжили делать заново, и поняли, что эта история будет повторяться снова и снова, если у нас не будет как таковой своей базы. Мы поняли, что нам нужен собственный клуб. Но опять же, в Штатах стендап-клубы – это то, что всем движет и развивает. Наши ребята за три года существования клуба сделали колоссальный скачок в качестве работы с залом, и с тем, как они умеют себя подавать любой аудитории, даже незнакомой. Мы решили пойти не по пути «Мы раскручиваем лица до тех пор, пока все, что они будут говорить, будет восприниматься, как шутка». Мы пошли по пути «Мы делаем место, куда люди приходят хорошо провести время». Знаешь, ты можешь идти на определенный фильм в кино, а можешь просто «-Пойдем в кино! – На что? –А неважно! Просто пойдем в кино, просто проведем вечер в кинотеатре!». И мы решили позиционировать себя так же: «-Пойдем в стендап-клуб! – А кто там будет? – Там будут хорошие комики». Потому что мы боремся за качество юмора и за творчество. А не то что это; одни и те же лица, одни и те же люди. Нет, конечно у нас выступают одни и те же комики, но не такого, чтобы каждый раз одни и те же комики. Их состав меняется от шоу к шоу. И если сначала мы работали несколько дней в неделю, то сейчас – все семь, на разных мероприятиях, и к нам приходит все больше людей. В целом, комедия растет, развивается, живет.


Как ты считаешь, почему в России культура стендапа развита настолько слабо по сравнению с Западом?

Мы, как народ, только в начале этого пути. Если брать Америку – у них всегда была борьба за свободу слова, а у нас эта проблема стала насущной только сейчас, вспомни, вплоть до 91-ого года даже говорить нельзя было «Я борюсь за свободу слова», - ты о чем вообще, в Советском Союзе живешь… В девяностых было не до этого, в нулевых это как-то сдвинулось, а сейчас это становится насущной проблемой, что «Я хочу говорить так, как есть на самом деле, а мне не дают», и вот стендап становится таким «выхлопом» этих настроений в обществе. Там можно поднимать определенные темы, да и говорить то, что думаешь, а не просто шутить ради шутки. У нас комики начали уходить от «шутки ради шутки»; они высказывают мнения, занимают позицию, и иногда выдают настолько интересные масли, которые «завернуты» в форму шутки! Ты потом, в следующий раз, увидишь то, о чем он сказал, что его возмущает в нашем обществе, проходя по улице, и вспомнишь ту самую шутку! В общем, у нас пока это не развито, но думаю, что будет развиваться. Зритель у нас пока не совсем готов, - многие ведь даже не знают, что стендап – это такой жанр, а не название телепередачи.

В интернете гуляет факт о том, что ты являешься владельцем паблика «MDK»…

Это неправда…

Очередная интернет-сплетня?

Да. С «MDK»у нас какое-то время было сотрудничество, делали вместе видеоскетчи, как небольшой протест против этих глупых вайнов. Мы делали микропародии на ситуации из жизни, сцены кино, на еще какие-то клише, и они стали достаточно быстро набирать популярность, притом, что мы отказывались от рекламы. К нам входили ребята, которые имеют отношение к «MDK». В какой-то момент они сказали «О, классная тема, давайте сделаем что-нибудь вместе!». Мы сделали совместный ютуб-канал и стали скидывать туда и в паблик все наши скетчи, которые висели, кстати, всегда в «Топе». На протяжении полугода-года каждый ролик был на первом или втором месте.

Команда ребят-стендаперов, все – твои знакомые?

Да, я всех знаю – давно вертимся в этой штуке вместе. Когда мы в десятом году только начинали все делать, мы были одними из первых, кто организовывал «открытые микрофоны», потому что мы понимали, что и молодым нужно давать дорогу. Приходят люди и говорят: «Мы тоже хотим выступать», а у нас ведущим выступает Незлобин, среди резидентов – Руслан Белый, и пускай на тот момент они тоже еще не настолько классно все делали, как сейчас уже умеют, но к нам приходили те, кто не умели вообще, у которых не было опыта на сцене. И мы начали делать вечеринки открытых микрофонов, где молодые ребята пробовали себя, набирались опыта, нарабатывали материал, и из тех людей, кто пришли тогда, многие работают и сейчас.

Это уже такая, семейная история, да?

Так изначально и позиционировалось, что здесь мы поддерживаем дружеские отношения. Иногда сюда приходят люди, глядя на которых понимаешь, что они хотят использовать площадку как трамплин для того, чтобы пойти дальше, и это нормально, до тех пор, пока он честен с нами и не говорит «Друзья, мы вместе до конца!», а потом ему приходит предложение от какого-нибудь канала в какой-нибудь проект, и он –хоп- и сразу ушел. Такие ситуации уже были, и, конечно, это не очень приятно. Кто-то приходит и говорит: «Я «за» комедию, но на первом месте у меня , все-таки, деньги», - ладно, все понятно… А комедия ведь – это искусство, для нее нужен талант…


Ты – идейный вдохновитель, совладелец (совместно с Алексеем Бухаровым) «Стендап-клуба № 1». Как ты участвуешь в жизни клуба? Согласуются ли с тобой все программы, шутки, или ты даешь ребятам полный карт-бланш и свободу действий?

У нас уже саморегулируемая система. Для больших шоу доберется человек с действительно хорошей шуткой. Она проверяется не мной, и не редактором, а реакцией зрителей. У нас, например, есть несколько этапов отбора, где главным критерием всегда является реакция зрителей. Для этого у нас есть открытые микрофоны: человек пришел со своими шутками; если не смешно, он идет и дописывает материал, и будет продолжать над ним работать, пока не будет в нем уверен. Лучшие ребята с «открытых микрофонов» отбивают свой материал, которые они опробовали на «микрофонах», на «Гонг-шоу». Это – как следующий этап, где комики с каким-то проверенным материалом, который они еще не рассказывают на больших шоу за деньги. Если смешно, они проходят дальше, не смешно – через 30 секунд включается гонг, - иди и переписывай. Если ты выиграл «Гонг-шоу», ты получаешь денежный приз и попадаешь в большое шоу. Да и кто я вообще такой, чтобы говорить, что это - смешно, а это - нет? Это субъективно. Что-то может быть несмешным для меня, есть комики, которые мне нравятся меньше, кто-то – больше, но если они «разрывают» зал и раз за разом доказывают, что они смешат людей, то почему я должен их останавливать?

Почему ты предпочитаешь оставаться в тени? Если раньше тебя можно было увидеть в видеоскетчах, то сейчас ты совсем пропал из поля зрения и решил уйти в организаторскую работу…

Да, в продюсирование.

Это был сознательный шаг? Ведь ты и сам мог спокойно стать стендапером.

Это колоссальная работа! Некоторые ребята выступают на трех-четырех открытых микрофонах в день: они успевают приехать в офис, посидеть здесь, попридумывать шутки, а потом встают и едут первый, второй, третий открытый микрофон, и на следующий день все повторяется заново. Я бы в таком режиме не смог делать ничего больше. Опять же, я считаю это неким оправданием для себя. Ведь Вова, с которым мы вместе занимаемся клубом, тем не менее, стендап-комик. Почему?.. Наверное, не хватает смелости выходить на сцену, все-таки это действительно очень тяжело. Плюс, я сосредоточился на продюсировании и монтаже проектов, которые выходят на нашем YouTube-канале, тем же «пораразбирацца».

Теперь вопрос немного личного характера. Какие комедийные шоу и ситкомы ты смотришь или за кем из комедиантов, например, следишь в соцсетях? Кто из них тебя вдохновляет? Или чье чувство юмора ближе всего к твоему собственному?

Из русских?

Из зарубежных тоже.

Из нашего клуба, например, это – Идрак Мирзализаде. Он мне очень нравится тем, что именно живет комедией. Как Эди Кауфман, - он не выходит из этого… Как когда его позвали в «Пусть говорят»: он пришел, и, считай, затроллил всю передачу (там, правда, очень сильно порезали, у нас есть «непорезанная версия», то, как это было на самом деле, но мы решили ее не выкладывать). Вне клуба – Артур Чапарян; хотя он, вроде как и с клубом, потому что у нас есть некоторые совместные проекты. Саша Малой – крутейший комик; чувак, который доказывает, что нужно всегда продолжать работать, работать над собой. Если посмотреть на записи с ним пять-шесть лет назад, то там он просто кричит в микрофон. Многие и сейчас говорят, что он кричит в микрофон, но это люди, которые его еще «не распробовали». Потому что к нему нужно присмотреться, к нему нужно привыкнуть. Есть комики, которых ты посмотрел и они тебе сразу «зашли», - как с песнями, попсовая какая-нибудь – раз, и заела, а какую-то ты распробуешь со временем, - так вот Малой – один из таких комиков. Вася Медведев у нас - потрясающий комик, я считаю. Он всегда поднимает такие темы, о которых люди боятся разговаривать, потому что считают их некультурными и неприличными и думают, что о них говорить в нашей стране страшно. Вася и Малой потрясающие еще и в том плане, что они друг друга подстегивают, как раз они и ездят на три-четыре открытых микрофона в день. Они как будто бы негласно борются друг с другом за звание самого увлеченного комедией комика, у них постоянно есть новый материал, и это круто.

А из зарубежных?

По классике – Луи Си Кей, Билл Берр… Очень мне понравился последний концерт Криса Рока, “Tambourine” называется, бубен. Посмотри как-нибудь, там он во всей красе вернулся в стендап.

Должно быть громко и шумно, судя по названию…

До этого мне его концерты меньше нравились, - там он действительно какой-то шумный ив се время верещит, а здесь он уже как будто бы повзрослевший, все осознавший, - мне очень понравилось! Например, тот же Дейв Шапелл, который записал четыре концерта для Нетфликса, мне не зашел, хотя в стендап-сообществе все его расхваливают, какой он потрясающий. Тот же последний концерт Луи я посмотрел, и на следующий день еще раз посмотрел, думал, что пересмотрю одну шутку, а в итоге пересмотрел все. Потому что у него еще и работа с публикой: он вроде-бы говорит какие-то вещи, но у него и мимика просто потрясающая. Билла Берра я открыл для себя два спешиала назад, у него на тот момент было три концерта, и когда я его увидел, я подумал «Боже, что еще я могу у него посмотреть?!». Это как раз тот случай, когда увидел комика и захотел просмотреть все, что у него есть. Джим Джеффрис тоже крутой, но я только год назад признал для себя, что он крутой, хотя мне все ребята говорили, что он классный и что я должен его посмотреть. Но как-то сложно он мне в начале заходил, но потом я по чуть-чуть смотрел, и получилось. Знаешь, первая и самая простая реакция человека на что-либо – это отрицание, отторжение на что-то новое. Проще всего понятно на новом мультике, который по-новому нарисован и озвучен, и поэтому лично для меня новый мультик или новый сериал всегда тяжело смотреть. И Джим Джеффрис был для меня чем-то новым, но в итоге я посмотрел все его шоу и концерты, вечерние late night. Ну в андеграундных комиков я лучше углубляться не буду, тебе об этом ребята расскажут, они о них там все знают.

Вопрос тебе как продюсеру: скажи, какой формат шоу с организаторской точки зрения дается тяжелее всего, открытый микрофон, «Гонг-шоу», «Порараз Бирацца». Вы ведь сейчас еще фестиваль готовите…


Не знаю… Все хотим снять хороший, действительно хороший, качественный стендап, но это оказалось очень сложно. Сложно передать эту атмосферу живого, крутого общения комика с зала, настоящую, живую реакцию. Потому что когда люди замечают включенную камеру, они начинают себя вести по-другому, ждут чего-то. Как будто бы в сознании людей телевизионный стендап задал какую-то планку, что вот, это должно быть так-то и так. У них же там все по правилам: каждые пятнадцать секунд должен быть смех, при этом стендапе как в жанре нет такой нормированности. Вот этого еще, мне кажется, Не хватает нашему зрителю, понимания того, что если этого комика поставили на большое шоу, значит, он достоин быть здесь, давайте дадим ему шанс. Например концерт комика, который годами всем доказал, что он крутой, как Луи Си Кей, может выйти в начале и две минуты говорить какую-то мысль, и люди будут слушать и понимать, что он к чему-то ведет, к чему-то, что потом их «разорвет», что он говорит это не просто так. А у нас этого не понимают, и иногда начинают вслух говорить «Давай, где шутки, это не смешно». Дайте комику время, немного подождите. Люди не понимают, что 50 процентов успеха вечера лежит и на них тоже. У нас была одна зрительница, которая пришла и хохотала буквально над всем. Мы у нее даже спросили, почему она прямо над всем смеется. А она ответила: «Я заплатила полторы тысячи за этот билет, я высмею все, я высмею каждый рубль из этого». И это потрясающий подход! А у нас же люди часто приходят с отношением «Ну давай, смеши меня!». А это неправильно. В театр же ты не приходишь с мыслью «Давай, просвещай меня», а ведь при этом театры чаще бывают отстойнее, потому что преподносят себя как современное искусство со своими «Они хотели тем самым показать, что это – вот это…», - там проще зрителю втюхать д****о, чтобы он в итоге ушел, думая «Может, это я чего-то не понимаю», а мы-то очевидно в комедии разбираемся! Да, со зрителями иногда тяжело бывает. Прости, я отошел немного от темы. Какой проект самый тяжелый по съемкам? Даже не знаю, понимаешь, чем дольше мы эти проекты снимаем, тем проще становится это делать. Сначала было сложно и снимать, и монтировать, а сейчас мы в экстренном режиме смонтировали видео за два дня, мы сняли за полтора дня, а на следующий он был уже готов.

Не так давно команда ваша провела первый тур по России. Расскажи тезисно, как все прошло?

Ребята проехались по 15 городам, и в целом, вышло клево. Это был наш первый опыт, и не сказать, что все прошло идеально гладко. Элементарно – были просто плохие площадки, которые явно не подходили для стендапа, и узнавали мы об этом уже там, на месте, когда организаторы стендапа в городе у нас спрашивали: «А почему вы проводите его здесь, здесь отвратительно, вот там, через дорогу есть идеальное для стендапа место», а мы такие «Блин, ну нам бы раньше кто-нибудь сказал!». Ребята говорят, что было потрясающе, потому что приходила именно их публика. Это то, о чем я говорил ранее: когда люди приходят и они знают, на что они идут; они знают ребят по проектам, и знают, что они точно сделают хорошо и давали им шанс. И ребята выходили, дурачились, некоторые концерты начинали с рэпа… Если у нас в клубе такое сделать для публики, которая все-таки пришла в пятницу вечером повеселиться, они не поймут. А там они понимали, что если ребята так делают, то они не стебутся, они просто высмеивают какие-то моменты. В общем, все остались очень довольны. Когда ребята приехали и пошли выступать на открытые микрофоны, сказали, что публика, которая пришла конкретно «на тебя» и просто так, - это как небо и земля, совершенно разные вещи.

У меня последний вопрос! О профессиональных планах на будущее: ждать ли какого-нибудь нового шоу?

Да, идея для шоу есть…На самом деле, я не очень люблю об этом говорить, потому что сейчас скажу что-нибудь, а потом все наперекосяк пойдет. Планов много, но, по сути, я бы хотел, чтобы у каждого комика, который уже у нас есть или который придёт к нам в клуб, было минимум одно свое шоу; не так, чтобы он был только в одном шоу: он может светиться в разных шоу, но, чтобы он был шоураннером какого-то из шоу. Не так давно к нам пришел парень, не из клуба и сказал, что хочет сделать «Прожарку выборов», спросив, можно ли выложить у нас на канале. Мы согласились, подписав в описании к видео, что мы предоставляем канал как площадку и возможность любому комику, у которого есть какие-то прикольные проекты. Если у человека есть хорошие идеи, но он не знает, как и где их реализовать, мы можем помочь снять и смонтировать, и выложить, если идея будет достойная. Короче говоря, развивать комедию и развивать ее во всех возможных образах и двигать сознание людей в сторону качественного, а не коммерческого юмора.

 
Рассказать друзьям