Олег Романенко - о Бахе, музыкальной деятельности и нелегком искусстве быть дирижером.
«Не ручей – море ему имя!»…
…Такой проницательной и лаконичной игрой
слов (в переводе с немецкого “bach” означает «ручей»)
известный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен охарактеризовал, пожалуй,
самого недооцененного музыканта своей эпохи – Иоганна Себастьяна Баха. С него
брали пример и вдохновлялись те, чьи имена навсегда вошли в анналы классической
музыки, - но чей необъятный и многогранный талант в полной мере так и не был
признан современниками, и это несмотря на то, что Бах за всю свою карьеру не
раз занимал престижные должности при дворе герцогов, выступая в качестве
капельмейстера и музыкального руководителя. Спустя десятки лет тот же Бетховен
назовет его единственным, наравне с Георгом Генделем, гением старой школы, на
которого нужно равняться, а Моцарт, услышав в одной из
церквей Лейпцига мотет Баха «Пойте Господу песнь новую», в восторге потребует
сохранившиеся копии с отдельно выписанными голосами.
Сейчас кто-то характеризует классическую
музыку, ее историю, деля ее на добаховский и послебаховский периоды, беря за
эталон и мерило произведения выдающегося композитора. Сейчас творения Баха
признаны шедеврами и достоянием мировой культуры, - только подумайте, в 1977
году, когда США запустили в космос космический аппарат «Вояджер» с целью
установить контакт с внеземными цивилизациями, в видеодиск с посланием вместе с
данными о Земле, строении ДНК и звуками человеческой речи были вписаны
произведения Баха! И сейчас, спросив случайного прохожего, о том, кем был Бах и
чем он известен, вы убедитесь, что память о даре этого великого композитора еще
жива. И пускай не каждый вспомнит в точности название хоть одного произведения,
но, поверьте, у всех в мыслях пронесется величественное, обрушивающееся всей
своей мощью и отдающаяся мурашками по всему телу органная Токката и фуга де
минор.
Иоганн Себастьян Бах был настоящим
виртуозом органа. В мастерстве игры на этом музыкальном инструменте «тягаться»
с ним не смел никто – настолько неповторимым и искусным было его исполнение.
Многие были поражены отточенной техничностью его движений (на органе Бах начал
играть с 9 лет) – во время служб в церкви, на которых Бах зачастую играл
самолично, он «особенно и быстро переплетал пальцы рук и ноги…, не допуская ни
единого фальшивого звука». К тому же, все произведения, предназначенные для
исполнения в соборах, также вышли из-под пера мастера и несли сакральное
значение. В конце партитуры он всегда писал “SoliDeo Gloria” («Одному Богу слава»), и, исполняемые под
аккомпанемент органа, в стенах обителей лютеранства евангельские тексты звучали
особенно монументально – казалось, что и музыка льется, будто молитва, и
пропевая ее, человек обретал связь с Всевышним. Так, протестантский богослов и
гуманист Альберт Швейцер назвал музыку Баха «разговором человека и Бога».
Убежать от мирской суеты
и услышать прошедшую сквозь века пронзающую душу органную музыку в ее
первозданном виде можно в старейшем лютеранском приходе в стране – Кафедральном
соборе святых апостолов Петра и Павла. Это место славится не только
исторической значимостью и готическим архитектурным стилем, но и наличием
одного из самых больших исторических органов сборки 1898 года. В стенах собора
Петра и Павла регулярно проводятся органные концерты при поддержке музыкального
коллектива Collegium Musicum. С его руководителем и организатором Олегом Романенко мы поговорили
немножко - о Бахе, музыкальной деятельности и нелегком искусстве быть
дирижером.
- О вас довольно сложно найти какую-либо
информацию в интернете, но достоверно известно то, что по образованию вы –
дирижер. Поэтому первый вопрос будет немного детским, - вы помните, когда
впервые увидели настоящего дирижера, вживую или по телевизору?
- Я родился в семье дирижера и с детских
лет пел у отца в церковном хоре. Это было еще в Брянске. Там был собор, похожий
на этот, но немного поменьше. Поэтому для меня все это было органично и вопроса
о том, кто такой дирижер и зачем он нужен, никогда не возникало, - я во всем
этом варился. Позже я играл в оркестре, а когда пошел учиться в музыкальное
училище, началась практика. Для меня пройти ее было проще, и сделал я это
раньше, из-за того, что у отца был собственный хор. Обычно у студентов подобная
практика, где допускали дирижировать не просто под рояль, а на коллективе,
начиналась только на старших курсах.
- Значит, выбор будущей профессии для вас
был уже предопределен?
-То, что касается музыки – да. Меня, как
моих братьев и сестер, сначала отдали в музыкальную школу в класс фортепьяно, а
после я учился играть на валторне – это такой закрученный, напоминающий улитку
духовой музыкальный инструмент. И только во время учебы в училище пришло
осознание, что я хочу стать дирижером. Поэтому училище, а потом и консерваторию
я заканчивал как дирижёр.
- Мне как простому обывателю всегда было
интересно, как в общих чертах проходит обучение дирижеров, потому что в
понимании людей, мало разбирающихся в классической музыке, дирижер – это человек,
махающий палочкой, и причины его нахождения в оркестре, кроме той, чтобы
помогать музыкантам в оркестре скоординироваться и играть вместе, понимают
довольно смутно.
- Это очень многогранная профессия,
которая состоит из многих составляющих. Чисто технически, как наши учителя
говорили, можно и милиционера за 15 минут этому обучить. Но понятно, что
управление, мануальная техника - это больше средство, с помощью которого ты
достигаешь каких-то музыкальных задач. У тебя есть музыкальная мысль, и ты можешь
выразить ее с помощью жестов, которые понимают музыканты. Воспитание дирижера
начинается с образования в совершенно разных сферах и занимает очень долгое
время. Как правило, считается, что дирижерская профессия – это вторая половина
жизни, потому что в первую человек достигает мастерства в игре на определенном
инструменте, а потом уже идет учиться на дирижера. Я, естественно, учился на
фортепьяно и валторне, после этого – на дирижера хора, и затем у Теодора
Курентзиса (дирижер и музыкант греческого происхождения – прим.) изучил
симфоническое дирижирование. Это очень долгий процесс, если начинать все
перечислять; дольше учатся, наверное, только врачи. А зачем дирижер нужен – это
вечный вопрос. В начале прошлого века оркестр Персимфанс (сокр. от Первый Симфонический
ансамбль) поставил эксперимент – он принципиально стал играл без дирижера.
Музыканты садились лицом друг к другу, некоторые группы инструментов зачастую
оказывались спиной к залу. Сейчас мои коллеги по Московской консерватории
возродили этот эксперимент, и он проходит с большим успехом. Конечно, они
достигают определенных задач, но почему эта профессия до сих пор не умерла и
остается востребованной – то, что достигается 10-15 репетициями, с дирижером
делается за три. Представьте на сцене 70 человек, или 120, как в случае с
симфонией Малера, - естественно, кто-то должен их вести, и не только для того,
чтобы они вместе начали играть и вместе закончили, но чтобы донести музыкальную
мысль, ведь играют профессиональные музыканты, все - с хорошим образованием, и
все - индивидуальности. Каждый хочет донести свой взгляд на произведение, и
чтобы не было как в басне «Лебедь, рак и щука», музыканты подчиняются дирижеру,
если он, конечно, убедителен в своей музыкальной трактовке и имеет авторитет.
Поэтому дирижер должен быть на голову выше и разбираться в музыке лучше
музыкантов. И если все получается, в едином порыве, то творится магия.
- Помните первой произведение, сыгранное
под вашим руководством?
- Безусловно, это были хоровые сочинения.
Да, это был Менельсон, какое-то из духовных произведений…
- Произведения каких композиторов вы
любите слушать и исполнять больше остальных?
- Сейчас мы заняты осуществлением одного
грандиозного проекта, исполнением всех сохранившихся духовных кантат Баха, а их
более 200. Мы начали его в сентябре с моими коллегами по Collegium Musicum. В принципе, ему нет аналогов в мире,
потому что все кантаты Баха были записаны дважды, даже трижды известными
интерпретаторами его музыки в Европе и даже Японии, но никогда они не были
сыграны в рамках одного цикла в одном месте. Поэтому сейчас я целиком и
полностью изучаю эту музыку.
- Скажите, помимо вашего отца у вас был
музыкальный наставник? Если да, то какой лучший совет он вам дал касаемо
музыки?
- Да, помимо отца были преподаватели в
училище и консерватории, где я постигал азы этой жесткой профессии, но,
пожалуй, ключевую роль в моем становлении в качестве дирижера сыграл Теодор
Куретзис, хотя формально он и не преподавал в консерватории, но мы встречались
на уроках и мастер-классах. Советов было, безусловно, много, но он часто любил
повторять фразу, что дирижер – это не профессия, а миссия.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем
коллективе Soli Deo Gloria, в чем состоит его
концепция, какую музыку вы играете.
- Знаете, сейчас коллектив Soli Deo Gloria, с которым мы начинали исполнять и Баха, и Гайдна, и с которым
организовали российскую премьеру Эдварда Шэве, преобразовался в Collegium Musicum, и всем, что касается профессионального
музыкального исполнения, а также деятельностью одноимённого благотворительного
фонда и организацией концертов я занимаюсь с этим коллективом. CollegiumMusicum – это прежде всего ансамбль старинной музыки. Он состоит из
музыкантов, которые специализируется на историческом исполнении на исторических
инструментах – со специальными барочными смычками, например, или с гобоями
д'амур и да качча, а не с классическими. Многие инструменты, в частности
духовые, сделаны из натуральных материалов, на которых без киксов сложно
сыграть даже маститым музыкантам. Мы специализируемся прежде всего на музыке
Баха, но не только. Недавно мы выступали в театре «Вишневый сад» с «Плачем
Адама» Арво Пярта, и я предложил сыграть на исторических инструментах в строе
415, на полтона ниже. Это был интересный эксперимент, звучало очень здорово, на
мой взгляд.
- Вы упомянули, что играете на фортепьяно
и валторне. Никогда не оставляли, так выразимся, пост дирижера и не выступали в
качестве музыканта?
- Нет, нет, конечно нет! Чтобы играть на
валторне, необходимо заниматься каждый день, тренировать мышцы губ. Это ведь
один из самых сложных духовых инструментов, поэтому как только я занялся
дирижированием, я оставил валторну и полностью погрузился в эту профессию.
- Вы также были организатором еще одного
коллектива, Vocalitis, с которым
гастролировали по странам Европы, в частности, в Италии, Австрии, Германии.
- Да, я организовал этот коллектив будучи
еще студентом четвертого курса консерватории, и мне предложили поехать с ним на
гастроли по Европе. Мы записали два диска и до 2013 успешно гастролировали, а
после мне предложили стать кантором и, собственно, заняться организацией
концертов. Для этого понадобилось много времени, ансамбль прекратил свое
существование, но все ребята, которые были в нем заняты, продолжили музыкальную
деятельность в Collegium Musicum.
- На какой из европейских площадок вам
понравилось играть больше всего? Где публика приняла вас наиболее тепло?
- Безусловно, Италия. Мы двигались с
севера на юг, прилетали в Берлин, давали концерты в городах Германии, из
Мюнхена вылетали в Австрию, и двигались дальше. И думаешь, «О, аншлаг, зал
аплодирует, так здорово принимают!», но стоило перелететь через Альпы и попасть
в Италию… Все, что было до этого, были не аплодисменты, а скромное
похлопывание. В Италии зал просто взрывался, ведь они люди очень
темпераментные, поэтому принимали нас очень эмоционально. У нас часто бывали
выступления в больших соборах, расположенных в горах, и все равно зал был набит
семьями. Конечно, невозможно было добиться тишины, ведь дети вокруг, но зато с
какой теплотой встречали - это, конечно, сильно отличалось от других стран, не
говоря уже об их кухне.
- Каким достижением в своей
профессиональной карьере вы гордитесь больше всего?
- Даст Бог, мы закончим этот проект и
исполним все кантаты Баха, и, я думаю, это и станет, пожалуй, самым большим
нашим достижением. Мы развиваемся, все идет по нарастающей, поэтому пока рано
подводить итоги и искать то, чем я больше горжусь. Делаю то, что могу, то, что
должен, поэтому пока я захвачен развитием вместе со своим коллективом. Время
подводить итоги пока не настало.
- А у вас есть, помимо проекта с
кантатами Баха, еще какая-нибудь профессиональная мечта?
- Дело в том, что это очень большой
проект: если в сезоне шесть концертов, а в каждом концерте по шесть кантат, то
нам в будущем предстоит отыграть дать еще около 100 выступлений, и я даже не
знаю, на сколько лет это может затянуться, ведь это будет зависеть в том числе
и от финансовой ситуации. Но в идеале я думаю, что можно было бы исполнять
концерт с кантатами каждое воскресенье, и если получится этого достичь, то
такому аналогов в мире точно не будет. Конечно, параллельно возникают какие-то
идеи и планы, но мы решили остановиться и сфокусироваться на Бахе, чтобы
сделать что-то действительно грандиозное.
- А если говорить о площадках? Не мечтаете
отыграть концерт в каком-нибудь конкретном, особенном месте?
- Мы не зря начали исполнять именно
кантаты Баха, потому что они идеально подходят для этого места – Бах ведь один
из самых известных лютеран, он служил в лютеранских соборах и собственно писал
эти кантаты для богослужений. В соборе Петра и Павла уникальная акустика, и
здесь они звучат так, как не могу звучать больше ни в каком другом месте.
К тому же, здесь находится орган 1898
года, который мы вместе с немецкой командой реставрировали, поэтому я знаю этот
инструмент досконально. Этот орган, пожалуй, единственный во всей Европе, в
котором сохранилась каждая запчасть – и это после всех войн. Поэтому нам
повезло играть в этом соборе с этим уникальным инструментом, и в этой акустике,
в этой атмосфере послушать орган – это нечто совершенно особенное, что не
сравнится даже с большим органом в зале консерватории. Поэтому наши органные
концерты пользуются особой популярностью. Здесь музыкальная жизнь кипит вокруг
органа, потому что услышать его в сводах собора – гораздо более интересный и
запоминающийся опыт, который не испытать в стенах зала.