Билеты на концерты в Москве, Билеты в театры Москвы - билеты без наценки по официальной цене - Билетмаркет.ру
Russian Chinese (Traditional) English
Служба поддержки: +7 (495) 739 55 99

Мероприятия

Весь этот джаз. Часть II

02 февраля 2018

Развитие джаза, родившегося и взращенного на американской земле, в нашей стране проходило трудно и тернисто -  и как можно легко догадаться, далеко не из-за музыкальной составляющей. Здесь сыграли свою роль напряженные политические отношения между США и СССР, в особенности в период «холодной войны», когда само понятие «джаз», не говоря уж о явлении, исчезло из обихода чуть ли не на десяток лет. Советским джазовым музыкантам предстояло скрывать свою деятельность, учиться у западных коллег, слушая запрещенные радиостанции, оставаться без инструментов, порой асплачиваться за любовь к джазу годами собственной жизни, прекращать играть «музыку припадочных» (по официальной партийной формулировке), и потом раз за разом воскресать вновь, чтобы создать джаз таким, каким мы знаем и слышим его сейчас.   

Отсчет советской истории джаза официально ведется с 1 октября 1922 года, когда на сцене ГИТИСА (тогда - Центрального техникума театрального искусства) прошел концерт «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра джаз-бэнда Валентина Парнаха». Валентин Парнах был личностью многогранной и обладал множеством талантов, - он был известен общественности в первую очередь как поэт и переводчик французской, испанской и немецкой литературы. Потом – как исключительный танцор: его танцевальные номера имели возможность оценить даже парижские любители зрелищ. Даже в своем джаз-бэнде он выступал не в качестве музыканта, а в качестве танцора, и был, скорее, идейным вдохновителем. За год до создания собственного коллектива он услышал в одном из парижских кафе «Джазовых королей Луи Митчелла». И хоть французская публика приняла группу довольно резко, Парнах был поражен и вдохновлен, и, собрав с собой в дорогу целый состав музыкальных инструментов, вернулся в Москву с твердым намерением организовать джаз-бэнд. 

Следующей большой вехой стало основание первых советских джазовых оркестров. Пионерами здесь стали Александр Цфасман и Александр Варламов, - их коллективы первыми записали грампластинки, выступили живьем на записи эфира Московского радио и даже некоторое время выступали с Целестиной Коол, американской темнокожей певицей. К концу 30-ых годов джаз и интерес к нему медленно и верно стал распространяться на территорию других советских республик, - в Армении, Грузии, Азербайджане уже вовсю начали создаваться новые джаз-оркестры и группы. Популяризации «музыки черных» на советском пространстве поспособствовали не только гастроли американских коллег (в их число, кстати, входил и небезызвестный Сидни Беше)но и, как ни странно, кинематограф. В 1934 году на экраны вышла музыкальная комедия Григория Александрова «Веселые ребята», где главную роль исполнил Леонид Утесов - значительная фигура не только среди актеров, но и в ряду советских джазменов. Первоначально картина должна была носить характерное название «Джаз-комедия», и именно после ее выхода в свет публика по-настоящему узнала, что такое «теа-джаз». Утесов еще в 1929 году основал собственный оркестр, и определенный налет артистизма и театральности их выступлений в сочетании с опереточной манерой исполнения и породил необычное название термина. 

Если в военное время оркестры играли важную роль в поднятии боевого духа солдат на фронтах, ради чего организовывались регулярные концерты на выезде, то с конца 40-ых, даже несмотря на проведение в Таллине первого джаз-фестиваля в 49 году и всенародной любви к танцевальным свингу и фокстроту, джаз стал уходить в подполье из-за гонений на политической почве. Многие музыкальные инструменты, в особенности саксофоны, были изъяты, а некоторые джазовые музыканты под выдуманными предлогами и вовсе были сосланы в лагеря. Одной из таких жертв стал немецкий музыкант Эдди Рознер, руководитель одного из самых популярных джазовых оркестров Белоруссии, бежавший в 39 году от нацистской интервенции в Польшу. В ноябре 1946 он был арестован де-юре за «попытку незаконного перехода границы». Через 8 лет, после выхода на свободу, он с новым оркестром возобновил музыкальную деятельность, более того, именно его коллектив принял непосредственное участие в музыкальных номерах знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Возвращается к жизни и известный по работе в Шанхае оркестр Олега Лундстрема, членами которого были потомками советских иммигрантов, выросших в Китае. Другим планомерным шагом к «потеплению» стал фестиваль молодежи, прошедший в 57 году: он сформировал новое поколение музыкантов, которые постигали джазовые азы «на слух», - в этом им «помогала» программа известного в Штатах ведущего Уиллиса Коновера  “Jazz Hour”, которая транслировалась на частоте запрещенной в СССР радиостанции «Голос Америки» 

Шестидесятые ознаменовались новым витком развития: в разных республиках стали регулярно проходить джазовые фестивали, а в 62 году «Секстет Вадима Сакуна», коллектив, объединивший таких звезд советской джазовой сцены, как  Андрей Товмасян, Алексей Козлов и Николай Громинвпервые заявляет о себе на зарубежном джазовом фестивале “Jazz Jamboree” в Варшаве. По стране гастролируют мастодонты американской джазовой школы, Бенни Гудман, Чарльз Ллойд и Дюк Эллингтон. На, пожалуй, самой известной в советском пространстве студии грамзаписи «Мелодия» выпускается несколько сборников с джазовыми концертами.  

Конфликт в Чехословакии, в который СССР был непосредственно вовлечен, отразился на культуре неблагоприятным образом, на джазе, естественно, тоже. В течение почти десяти лет не проводится ни одного музыкального фестиваля, «возродятся» из небытия они лишь в конце семидесятых. Из наиболее важных изменений можно отметить введение в программу музыкально ориентированных учебных заведений, в частности училищ, эстрадно-джазовых отделений.  

Конец эпохи именно советского джаза запомнился выходом музыкальной кинокомедии Карена Шахназарова, в красках рассказывающей о попытках создания группой друзей джазового коллектива, «Мы из джаза», где сыграли Игорь Скляр, Евгений Евстигнеев, Александр Панкратов-Черный и певица Лариса Долина, исполнившая роль кубинской певицы Клементины ФернандесА в 1990 году происходит по-настоящему знаменательное событие: композитор и дирижер Юрий Саульский организовывает в Москве первый международный джаз-фестиваль, где наряду с советскими звездами на сцене выступают Фредди Хаббард, Бенни ГолсонЛестер Боуи и Брэнфорд Марсалис 

После распада Советского Союза и восстановления экономических  и политических сил страны джаз начинает развиваться в новом ключе. В середине девяностых начинает свою профессиональную деятельность джазовый музыкант, имя которого известно тем, кто совершенно далек от джаза: конечно, речь идет об Игоре Бутмане. Дебютировав в ансамбле Давида Голощёкина еще в начале восьмидесятыхотыграв в составе известного вам оркестра Олега Лундстрема, отучившись в бостонском колледже Бёркли и проработав несколько лет в джазовой столице мира, Нью-Йорке, он во второй половине 90-х возвращается в Россию и создает собственный коллектив, ныне известный как  «Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана». Помимо прочего, он основывает один из лучших в стране джазовых клубов  и собственный музыкальный лэйбл “Butman Music”, который занимается записью  и продвижением русских джазовых артистов. 

Брат Брэнфорда МарсалисаУинтон, который также посвятил себя джазовой музыке, говорил, что  «…она сильна настоящим моментом. Нет никакого сценария. Это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас». И в этом – одно из неоспоримых преимуществ джаза, - это музыка человеческой души, она не может постареть, не может быть однообразной, не может не меняться. До тех пор, пока человечеству суждено испытывать хоть какие-то чувства, будет музыка, будет джаз.  

А чем привлекает джаз современных молодых исполнителей и музыкантов, мы решили узнать у основателя одного из самых перспективных и во всех смыслах масштабных джазовых коллективов, точно не похожего ни на что, что вы могли видеть и слышать ранее, - продюсером Big City Jazz Show” Анатолием Крынковым.

 
Рассказать друзьям

Все статьи

Корзина
Билетов в корзине
На сумму
8 7 2
Отмена брони через
Наверх